Композиторы всего мира пользуются одними и теми же нотными знаками, музыканты играют на одинаковых инструментах, а публика каждый раз не перестает аплодировать уникальной музыке, которая рождается благодаря содружеству музыкантов на симфонических и камерных концертах. О музыке в своей жизни и ансамбле «Симфоническая камерата» мы побеседовали с пианисткой, артисткой Хабаровской краевой филармонии и Дальневосточного симфонического оркестра Юлией Вакульской.
— Юлия, как вы начали заниматься музыкой? Это был осознанный выбор или дело случая?
— Осознанно, насколько это возможно в шесть лет. Мне очень нравились музыкальные занятия в детском саду, а дома был игрушечный рояль. Я попросила родителей купить настоящее пианино. С тех пор музыка со мной всегда.
— А почему именно фортепиано?
— Скорее, интуитивно. Я не задумывалась и не выбирала, как не выбирают то, что действительно любят. Посмотрите на фортепианную клавиатуру — чередование черных и белых клавиш, это же абсолютное совершенство! А совершенство — это то, к чему стремятся все музыканты и оттачивают свое мастерство всю жизнь.
— Где вы учились музыке?
— У меня были замечательные педагоги, благодаря которым я многому научилась. Сначала я училась в музыкальной школе № 1 Хабаровска, затем в музыкальном колледже, а потом в Уральской государственной консерватории им. Мусоргского. Мои педагоги прекрасно играли на фортепиано и вели концертную деятельность, а это очень важно!
— А что больше всего любите слушать?
— Тишину… А когда есть возможность, с удовольствием слушаю оперу. Но обязательно в оперном театре! Если хожу на камерные или симфонические концерты, предпочитаю только очень хороших исполнителей, чтобы не тратить время впустую.
— Что означает название «Симфоническая камерата», как подбирается состав?
— Все очень просто: «камерата» в переводе с итальянского — «содружество музыкантов», а «Симфоническая камерата» — потому что все музыканты играют в Дальневосточном симфоническом оркестре. Состав подбирается в зависимости от произведений, которые мы хотим сыграть.
— «Симфоническая камерата» — ансамбль академической традиции?
— Прежде всего, для нас важна академическая традиция. Более того, наш ансамбль существует именно для того, чтобы играть камерную музыку в чистом виде и в оригинальных составах, как написано композиторами. Для нас это не проблема, так как в симфоническом оркестре есть все инструменты для любого камерного состава. Например, в последнем нашем концерте в концертном зале прозвучали квинтет А. Бородина для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, а также квинтет В.А. Моцарта для гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепиано. Почти все композиторы творили в камерном жанре, поэтому эта тема неисчерпаема, как неисчерпаема мировая музыкальная литература. При любом хорошем симфоническом оркестре существует направление деятельности — исполнение камерной музыки различными составами музыкантов. Параллельно с концертами симфонической музыки играются камерные. Это очень нравится исполнителям, потому что в камерном ансамбле можно наиболее полно раскрыть свою творческую индивидуальность. Кроме того, только в нашем исполнении публика может услышать любые камерные произведения выдающихся композиторов, так как у нас неограниченные возможности репертуара.
— Как часто вы проводите концерты «Симфонической камераты»?
— Поскольку мы все работаем в симфоническом оркестре, то наши концерты согласовываем с главным дирижером. Мы надеемся, что новый главный дирижер, которого нам скоро представят, будет заинтересован в продолжении концертов нашего коллектива. Кроме того, коллектив нашего камерного ансамбля очень мобилен, что, например, дало возможность нам в сентябре прошлого года поучаствовать в гастрольной деятельности филармонии по Хабаровскому краю. Мы порадовали публику интересной программой, в которую вошли замечательные произведения композиторов разных эпох: трио Г. Доницетти для флейты, фагота и фортепиано, концерт А. Вивальди для флейты, струнных и клавесина, цикл пьес Д. Шостаковича для двух скрипок и фортепиано, а также музыка Д. Хисаиси и эстрадные пьесы соло на саксофоне.
— А какие концерты стали самыми запоминающимися в вашей карьере?
— Конечно, камерные концерты, которые я играла с многими выдающимися музыкантами. Особенно запомнились выступления с гениальным виолончелистом Б. Андриановым — эмоции переполняли. В апреле этого года благодаря Русскому концертному агентству мне в шестой раз посчастливилось выступить на Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в составе ансамбля «Солисты Москвы». Это было незабываемо!
4o mini